Креативные провокации

Сад Серикур

Сады и парки мира | №1 (58) '2011

Текст и фото: Сергей Карепанов

  • Сад Серикур

Сад Серикур не похож ни на какие другие сады. Представьте скульптуры Лувра, выставленные на окрестных площадях… Так же необычно смотрятся растительные фигуры Серикура по краям разнотравья из маков и васильков на фоне девственного леса.

Посмотреть схему

Сад на краю деревушки Серикур, ровно в 20 км к северу от города Амьен, занимает 4,5 га. Его хозяин Ив Гос родился в 1953 году неподалеку от этих мест в крестьянской семье. Он получил ландшафтное образование в бельгийском Андерлехте, а в начале 80-х создал в Серикуре питомник, занимающийся выращиванием и ин­тродукцией растений. «После свадьбы мы с женой решили превратить это место в маленький райский сад. И он быстро расширялся, обрастая новыми садовыми комнатами, наполненными моими ландшафтными идеями», — рассказывает Ив Гос.

В своем саду Ив гармонично соединяет английские и французские традиции. Он наслаждается смешиванием стилей, разрушением установившегося порядка вещей, а в итоге возникает необычный ландшафт современного сада. Ив — креативный провокатор. Структура, столкновение форм, движение — главные элементы его дизайна. Любители естественных садов признают, что «околдовывающая» гармония форм и линий не отрывает этот сад от окружающей среды — дикого леса и поля, соседствующих с ним.

Две тропинки манят прогуляться по саду: одна вымощена битой черепицей, другая выстлана сланцевыми пластинками. Первая, виляя между сумбурными по форме небольшими туями западными, ведет к отделанной цельными черепицами круговой площадке, в центре которой видны зеленые иероглифы самшита. Сланцевая тропинка зовет в «Сад многолетников» — к деревьям с необычной корой, таким, как вишня мелкопильчатая и слива растопыренная «Nigra», березы бумажная и ребристая, а также черемухи Маака. Далее под пологом лиственниц начинаются заросли гигантских борщевиков Мантегацци. Их резные остроконечные листья сменяются плавными обводами огромных опахал белокопытника, небесно-голубыми цветками меконопсисов, кожистыми листьями морозников… Серая дорожка выскакивает на простор… и замирает перед прериями со множеством мискантусов, осок, ковылей и вейников.

После лабиринтов злаков и серого сланца, навевающих грусть и меланхолию, лучше всего отправиться в «Желтый сад», дающий заряд энергии и оптимизма. На фоне белого гравия здесь посажены растения с листвой или хвоей золотистого цвета: тис столбчатый желтый, самшит «Rotundifolia Aurea», а также сорта гледичии, клена, бересклета, катальпы, ясеня и тюльпановое дерево. Центральное место занимают арабески, выполненные из самшита вечнозеленого (var. «Aurea Maculata»). Замысловатый рисунок обрамляет изгородь из тиса ягодного «Fastigiata Aurea».

Дорожка, выложенная широкими серыми камнями «в шаг», ныряет под крону разнообразных орешников, магоний, утопающих в горянках редких сортов, и выводит к «Бельведеру», из которого открывается чарующий вид на сад.

«Розовый собор» — это длинный полукруглый арочный туннель шириной около 6 метров, сверху увитый плетистыми розами. Ив Гос уже давно занимается селекцией этого прекрасного растения. В результате пятилетней гибридизации розы «Dr. W. Van Fleet» и розы-матери «R pimpinellifolia» он получил розу бедренцелистную «Rose de Sericourt» высотой около 1,7 м. Гибрид сохранил необычный запах ботанической розы и приобрел неприхотливость к почвам и стойкость к болезням. Аллея «Розового собора» пересекается с аллеей глициний, 50 метров которой обсажены по обеим сторонам цветами серых и голубых тонов, а также розами. В «Морской аллее» волны злаков как бы накатываются и разбиваются о прибрежные валуны — стриженые тисы и самшиты. Волны созданы специальной стрижкой газона и напоминают оставленные нетронутыми островки трав.

В любое время года сад Серикур остается местом, пронизанным поэтическими и романтическими настроениями, где многообразие растений помогает создавать ландшафтные и, даже можно сказать, архитектурные шедевры. Заглянем, к примеру, в «Комнату отдыха». Здесь расставлены круглый стол с бокалами и бутылкой, три кресла, диван для отдыха, кашпо с сухоцветами и множество тумбочек и пуфиков — каждый предмет без исключения искусно сформирован из тиса. Ив создал красивую природную комнату, в которой вместо обоев и стен — лес, а потолок — небо.

«Геометрический сад» — асимметричный по сути, главные элементы не расположены в основных или узловых его точках. Это не сад симметричных перспектив и центральных осей, но сад геометрически правильных фигур, в расположении которых есть своя закономерность. Невысокие прямоугольные заборчики в геометрическом саду выполнены из тиса среднего «Hicksii», летом они оживляются флоксами, а осенью — астрами.

Во многих французских садах есть так называемые секретные сады, попасть в заветные комнаты не так просто, нужно постараться, чтобы отыскать в стене зелени еле заметную калитку. И в «Геометрическом саду» только очень внимательный посетитель может заметить едва приметную дверцу, ведущую в садовую комнату «Любовь».

«Сад воинов», символизирующий парадный строй солдат, создан из стриженого тиса ягодного («Fastigiata Aurea» и «Repandens Aurea»). Чистые линии шеренг, образованные невысокими фигурами, эффектны с разных точек обзора. Рядом — топиари из туи западной «Globosa», напоминающие то ли африканские фольклорные маски, то ли морды обезьян. Вне всякого сомнения, сад возбуждает самые невероятные фантазии. Лучше всего посещать его два раза в год — зимой и летом. Можно сказать, что зимой вы изучаете его тело, а летом — душу. Зимой солнце почти горизонтальное, поэтому оно делает сад двухцветным, на припеке — золотым, а в тени — черным. Ив все это предусмотрел, и поэтому длинными лучами восходящего солнца освещается именно строй солдат.

Не менее интересно наблюдать за тем, как Ив играет с формой и цветом. Например, на участке с мавританским лугом, названном «Поле сражений», смысл открывается через двойные оппозиции. Красные маки спорят с красными и белыми люпинами. Колонны люпинов — с туями колонновидными. Туи формованные — с туями «непричесанными». Строй цилиндрических тисов — со свободными посадками окружающего леса. К слову, книга Ива Госа о собственном саде называется «Мудрость и безрассудство в саду. Концепция и обустройство садов».

Сад с фигурно стриженными растениями пронизан прямой дорожкой, выложенной серыми каменными плитами. Каких только форм топиари из тисов и самшитов здесь нет: конусы, шары, усеченные конусы, «кегли», «винты», причем самых разнообразных размеров и окрасок.

В «Лесу теней» сада Серикур, под пологом крон высоких деревьев чувствуешь себя, как в темных сводчатых палатах, сквозь узкие оконца которых пробивается свет. Свет и тень, скованность и простор — снова противоположности, свойственные саду Ива Госа. Создать подобный эффект очень просто. Например, можно сделать плотную посадку туй и у взрослых деревьев вырезать нижние ветви на высоте 3–4 метров. Выходя из этого леса, словно вырываешься на свободу. Это чувство усиливается, когда вдруг перед тобой открывается огромный дикий луг с разнотравьем.

В развитии сада Серикур можно выделить несколько основных этапов. В 1990 году создан «Водный сад» на месте старого водопоя животных, в 1991-м — «Геометрический сад», в 1996-м — «Желтый сад», в 1998-м — «Бельведер», в 2000-м — «Розовый собор», в 2002-м — «Сад воинов». Последний пустой участок сада Ив заполнил в 2010 году сюрреалистическим садом «Процессия» (Les Processionnaires). Понимание этого проекта, даже в большей степени, чем понимание «Геометрического сада», кроется в осмыслении самого названия. Les Processionnaires — это не процессия в привычном значении слова, не шествие, не вереница, не крестный ход и т.д. Объясняя, что это такое, Ив показал гусеницу шелкопряда, имеющую именно такое ботаническое название. Особенность этих насекомых заключается в том, что они, цепляясь друг за друга, тянутся длинной вереницей.

В отличие от привычной планировки французских садов, сад Серикур отделен от жилого дома. Только через дорогу от сада располагается строение, которое именуется на плане незамысловатым словом «accueil», что значит «прием». И вот здесь становится понятно, почему этот шедевр ландшафтного дизайна не удостоен самой престижной в этой области премии Франции приза «Бонплан» (Prix Bonpland): в понимании мэтров французского дизайна сад без жилья — это просто выставка растений, как и Лувр без короля — просто музей, а не дворец. Тем не менее это не умаляет достоинств Серикура и его ценности для начинающих и уже искушенных садоводов.

С 2004 года сад Серикур носит звание «Замечательный сад», присуждаемое выдающимся садам и паркам Министерством культуры Франции, он занял первое место в рейтинге Le Top des Parcs 2005, а в 2008 году организация The European Boxwood and Topiary Society назвала его «Первым садом топиари». Кроме того, Ив Гос занимается интродукцией необычных растений, за что неоднократно получал медали от Национального общества садоводов Франции (SNHF).

…На последний вопрос, почему все-таки в саду нет дома, Ив ответил, улыбаясь: «А зачем? Я и так провожу все время в саду, это и есть мой дом. И потом, в моем саду есть даже жилая комната, сделанная из топиари, где можно и посидеть, и отдохнуть, и даже выпить!»

Месторасположение: сад Серикур (Les Jardins de Sericourt), д. Серикур, Пикардия, Франция
Время основания сада: 1985 год
Владелец: Ив Гос де Гор (Yves Gosse de Gorre)

Поделиться:

Смотрите также

  • Пейзаж в оконной раме Сады и парки мира | №1 (52) '2010 Пейзаж в оконной раме

    Сад Энди и Розамунды МакИндоу, занимающий почти два акра земли, разбит на северо-восточном откосе карьера фермы Сэдхил, на окраине г. Шеффилд (Великобритания). Саду уже 10 лет, он начинает входить в пору зрелости...

  • Вилла Таранто — страсть длиной в жизнь Сады и парки мира | №5 (50) '2009 Вилла Таранто — страсть длиной в жизнь

    Лаго-Маджоре выделяется среди прочих озер Италии не только внушительными габаритами (отсюда и название Большое озеро), но и особенной красотой прибрежных ландшафтов, рукотворных и нерукотворных вкупе. Альпы, со всех сторон окружившие это северное озеро, местами почти отвесно обрываются в воду, но чаще неспешно  входят в его лазурную гладь пологими склонами...

  • Giardino segreto — потайной сад Сады и парки мира | №3 (48) '2009 Giardino segreto — потайной сад

    Во времена итальянского Возрождения термин «секретный» или «потайной сад» и относился к небольшой территории, включенной в общий архитектурный план парка...

Войти через социальные сети:
Вход VKontakte Вход MyMailRu Вход Odnoklassniki
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: