печи
Камины и отопление №62
50
пейскому, в частности голландскому, влия-
нию. Она утратила рельеф (стала гладкой) и
сменила свою богатую палитру на строгую
бело-сине-голубую. Лучшие работы русских
гончаров той эпохи хранятся в музеях, вдох-
новляя мастеров XXI века на создание соб-
ственных шедевров.
В наши дни в России этот вид искусства
переживает очередной всплеск. Ныне дей-
ствуют как довольно крупные промышлен-
ные предприятия по производству широко-
го ассортимента изделий из керамики, так
и маленькие мастерские, специализирую-
щиеся исключительно на изготовлении об-
лицовки для печей и каминов. Иногда те же
небольшие артели предлагают своим кли-
ентам и услуги по кладке самих отопитель-
ных приборов.
Изразцовые и кафельные печи и камины,
создаваемые современными мастерами, мо-
гут быть самыми разными. Поэтому заказчи-
ки, ориентированные на данный вид про-
дукции, без труда сумеют выбрать тот тип
отопительного прибора, который будет
оптимально подходить для конкретного по-
мещения, и тот вариант облицовки, который
гармонично впишется в интерьер и по-
настоящему его украсит.
настоящего расцвета изразцового мастер-
ства считаются XVI–XVII столетия.
Поначалу печной глиняный декор изго-
тавливался без применения глазурей и был
просто терракотовым. Украшением служи-
ли рельефные изображения с удивительно
подробной проработкой деталей. Поверх-
ность очага, выложенную такими изразца-
ми, белили — из соображений эстетики и
гигиены. Но, поскольку слой побелки ста-
новился толще, мелкие элементы рисунка
постепенно сглаживались и наконец исче-
зали совсем.
Изразцы со стекловидным полупрозрач-
ным покрытием (глазурь, или полива), поя-
вившиеся позже, были лишены этого недо-
статка и быстро вытеснили терракотовую
облицовку. Сначала поливы имели только
зеленые оттенки—из-за наличия лишь одно-
го вида красителей (на основе меди). Покры-
тые ими изразцы называли муравлеными.
Затем, когда стали доступны и минеральные
пигменты других цветов (желтого, синего,
белого, коричневого), изразцы сделались бо-
лее яркими, нарядными и получили назва-
ние ценинных (из-за более высокой цены).
В петровские времена русская печная об-
лицовка подверглась сильному североевро-
Некоторые исследователи связывают воз
никновение теплоемких печей с природноис
торическим явлением, общим для всех регионов
с прохладным климатом. по мере развития циви
лизации, увеличения площади пахотных земель
и повышения плотности застройки некогда легко
доступные источники древесного топлива стано
вились все более удаленными (например, вслед
ствие истощения расположенных рядом с дерев
нями и городами лесных угодий). В результате на
заготовку дров, разведение и поддержание огня
требовалось все больше усилий и времени. Самым
верным решением в подобной ситуации стало
повышение теплоемкости печей, в том числе с
помощью керамической отделки.
печи, облицованные керамикой, отдают тепло
медленно, всей своей поверхностью и не обжи
гают. В результате помещение прогревается равно
мерно, и находиться в нем очень комфортно.
1. площадь обогрева, превыша
ющая 100 м
2
, делает печь
Erkkeri Katrilli фирмы
Uunisepat
(Финляндия) не просто
изысканным элементом инте
рьера, но и полноценным источ
ником тепла и уюта в доме.
Кроме того, данная модель
оснащена духовкой
2. Камин с топкой Ronda и белой
теплонакопительной облицовкой
от
Schmid
(Германия) отлича
ется высокой эффективностью
обогрева, элегантным дизайном
и простотой монтажа
3. Керамическая облицовка от
Zehendner
(Германия) придает
каминной печи с топкой фирмы
Schmid
не только красоту, но и
дополнительную теплоемкость
1
2
3
Schmid/Zehendner
Schmid/Zehendner
UUNISEPAT OY