Дом и сад 3 (60) 2011

интервью Дом и сад №60 59 Д.Б.: С профессиональной точки зрения я ландшафтный дизайнер. Но я считаю, что нахожусь где-то на полпути между садовым дизайном и ландшафтной архитектурой. То есть садоводство как таковое — это мое хобби, и в какой-то мере можно сказать, что оно не имеет ничего общего с моей профессиональной деятельностью. Я, пожалуй, больше архитектор, строитель, то есть я занимаюсь именно построением конструкций. И только затем постепенно прихожу к тому, чтобы сажать растения. И они у меня на последнем месте, а не на первом. Ошибка многих в том, что они начинают с растений, а не с дизайна. Корр.: У кого Вы учились ландшафтному дизайну? Д.Б.: На самом деле, главное — практика. Можно сказать, моим гуру в ландшафтной архитектуре был потрясающий архитектор из Калифорнии Томас Чёрч. В 50–60-е я учился у Бренды Колвин, Сильвии Кроу, Джефри Джеллико. Корр.: Если говорить о современных ландшафтных дизайнерах, чье творчество Вам интересно? Почему? Д.Б.: Мне нравится Кристофер Брэдли-Хоул, потому что у него с архитектурной точки зрения очень интересные проекты. Еще то, что делают ландшафтные дизайнеры Джил Биллингтон, Энди Стерджен. Корр.: Денманс — Ваш знаменитый сад. В одном из интервью Вы описываете его как очаровательный упорядоченный беспорядок. Что Вы имеете в виду, когда говорите об упорядоченном беспорядке (ordered disarray)? Д.Б.: В том-то и дело, что пограничная черта между тем, что мы называем дикой природой и упорядоченным беспорядком, очень тонкая, почти незаметная. И это в основном связано с тем, как вы используете растения и что подразумеваете под словом «сорняки». Потому что многие из местных растений можно считать сорняками только в тех случаях, когда они появляются на участках, предназначенных для других растений. Постепенно в течение XX века росла потребность в сохранении дикой природы, диких местных растений. Так вот, эта «дикость» должна быть контролируемой, иначе она может перерасти в хаос. И поэтому же, когда я приезжаю в Москву, мне не хочется смотреть французские или японские сады, мне хочется увидеть туземное — в хорошем смысле слова, национальный колорит… Я думаю, дело в том, что в течение нескольких поколений садовники занимались растениями, которые в естественных условиях в этой местности не растут, стараясь изменить условия выращивания, меняя состав почвы, повышая температуру, строя теплицы. Изображая Англию, хотя это не Англия, или Японию, хотя это не Япония. Если экологическое направление будет развиваться и дальше, то его конечной точкой станет следующее: мы должны быть счастливы с тем, что имеем, жить в том окружении, которое естественно для данной местности. Тем более что в последние годы большой проблемой становится уход за садами, связанный с немалыми трудозатратами на их содержание. Ландшафтное искусство должно давать решение проблемы на основании того, что собой представляет данный участок, когда вы не привносите извне, а используете его внутреннюю структуру, внутреннюю силу. То есть что я хочу сказать: существует новое направление, новая тенденция. Например, использование различных декоративных трав. Здесь вопрос не только в самих растениях. Это культурологический вопрос, связанный с искусством, а сейчас еще и с пищевой ценностью растения, с традиционными фестивалями регионов… Сейчас мы занимаемся гораздо более детальным изучением природы, в которой живем. И если вам не нравится эта природа, езжайте жить в другое место, но не пытайтесь изменить ее. Корр.: Есть ли принципы, которым Вы стараетесь следовать в работе, от которых стараетесь не отступать? Д.Б.: Это они и есть. Следовать природе. И я хотел бы подчеркнуть: для того, чтобы дикость природы не стала хаосом, нужен дизайн… чтобы контролировать кажущуюся природную дикость. Корр.: Есть такое выражение «клиент всегда прав». Что вы думаете об этом? Д.Б.: С одной стороны, конечно, ландшафтный дизайнер должен выслушать клиента и понять, какие у него есть предпочтения и чего он хочет. Но с другой — клиент обращается к дизайнеру, потому что ему понравились его проекты, то, что он делает. А третьей стороной является сам ландшафт, то есть то, что вам подсказывает ландшафт, что из него можно сделать. В конце концов именно клиенту придется не просто жить, но еще и ухаживать за тем пространством, которое создал дизайнер. Чем больше и лучше дизайнер поработает с ландшафтом, тем легче будет клиенту. Вот такой треугольник. «Общей чертой садов разных стран, тем, что их объединяет, являются не растения, а люди, которые создают сады и живут в них» John Brookes John Brookes John Brookes

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy