Дом и сад 3 (60) 2011

интервью Дом и сад №60 60 Мне кажется, дизайнер обязан объяснять определенные принципы клиенту, стараться его переубедить и даже отказываться от работы, если не найден общий язык. Если ко мне обратится клиент с просьбой сделать японский сад где-нибудь в Суссексе, я скажу: «Ребята, извините, я не буду это делать, потому что это бред. Если это вам так необходимо, обратитесь к другому дизайнеру». Корр.: Ваши книги о ландшафтном дизайне переведены на разные языки. Как Вы думаете, в чем причина их популярности? Ваши идеи для дизайна универсальны? Д.Б.: Возможно, мои книги так популярны, потому что я старался подвести под них ту философскую базу, о которой мы уже говорили. Наверно, люди хотят научиться принципам ландшафтного дизайна и научиться чему-то большему, чем создавать английский сад в Киеве. Мне кажется, мои идеи действительно универсальны, потому что я много путешествовал по миру. Я всегда говорил, что общей чертой садов разных стран, тем, что их объединяет, являются не растения, а люди, которые создают сады и живут в них. Я думаю, журнал «Дом и сад» должен называться «Дом, и сад, и страна». Корр.: Есть ли идеи, которые Вам еще хотелось бы проверить на практике? Д.Б.: Я только что закончил онлайновую программу по дизайну садов (www.my-garden-school.com— Прим. ред.). Она будет запущена в апреле. Это новое направление, новый рынок для меня. Я буду проводить по одному уроку в неделю. Пользователи смогут писать мне, сообщая о конкретных проблемах, я же в свою очередь буду им отвечать. И кроме того, я считаю очень важным, чтобы дизайнер не забегал слишком далеко вперед, не отрывался от публики. Корр.: Как Вы думаете, что будет определять развитие ландшафтного дизайна в ближайшее десятилетие? Технологии, запросы заказчика, национальные особенности… Д.Б.: Я думаю, развитие во многом будет определяться возвратом к органическому, целостному восприятию сада. Технологии, безусловно, помогут нам, но не они определяют. Мы работаем с землей, с растениями, с людьми, а они не изменились. Мы работаем с базовыми ценностями. И у меня такое ощущение, что теперь, когда мы в большей степени отошли от церкви, чем раньше, идет больший запрос, обращенный именно к духовной стороне. Многие люди занимаются тем, что на Западе называется гербализмом, то есть выращиванием трав, овощей в саду для собственного пользования. Это то, что приносит энергию ян. И это уже не седовласые леди, выращивающие цветочки в своем палисаднике. Направление, связанное со съедобным садом, мне кажется интересным. Его называют холистическим (от греческого слова «целый»). И это не имеет никакого отношения к современным малым формам, скульптурам из нержавеющей стали и т.д. Еще такая проблема. Большинство журналистов — люди городские, то есть ориентированные на город. У большинства новообращенных садоводов маленькие участки в современных коттеджных поселках в пригородах. И часто они спрашивают, какое отношение все это имеет к ним. Даже если у вас крохотный садик, то, что в Англии называется размером с носовой платок, не забывайте, эта земля существует миллионы лет, а вы будете на ней хозяйничать, предположим, в течение 5 лет. Так постарайтесь не убить ее за эти 5 лет. Тем более что сейчас, к сожалению, такое возможно, как это происходит, например, в Японии. Постарайтесь, чтобы этого не случилось. Нужно сохранить землю. Мы не хозяева земли… мы должны быть ее оберегателями. Мы — часть природы. Природа нам об этом напоминает. Всего одна волна — и за полчаса не останется ни следа от многих веков развития технологий. Так что мы должны понимать, что мы — часть природы, и использовать целостный подход, мы — часть единой системы, и мы должны с этим жить и работать. Корр.: «Концептуальный сад»… Как вы оцениваете этот ресурс? Д.Б.: Мне кажется, что концептуальный сад — это какая-то такая непонятная скульптура, не имеющая ничего общего с живой землей. Они как бы высокомудрые, но при этом абсолютно оторванные от реальности. Лично я стараюсь быть максимально приближенным к земле, особенно с учетом моего инженерного образования. А все вот эти концептуальные изыски мне не интересны, они меня не трогают. Если же концептуальные сады помогают людям задуматься, кто мы такие на земле и для чего, как нам работать, чтобы сохранять целостный подход, чтобы составлять единое целое с землей, тогда да, такую концептуальность я понимаю, но не более того. В любом случае каждый идет своим собственным путем и делает посвоему, создавая собственный ландшафтный дизайн. «На онлайновых курсах я буду проводить по одному уроку в неделю. Пользователи смогут писать мне, сообщая о конкретных проблемах, я же буду им отвечать» John Brookes John Brookes John Brookes

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy