Дарья Харитонова — из семьи архитекторов и живописцев, поэтому вполне естественно, что она окончила Строгановку, а теперь в ней же и преподает художественное проектирование интерьера. О базисной композиции и грамотном наполнении пространства Дарья знает все. Дизайнер, лауреат множества конкурсов, профессионал с огромным багажом знаний и опыта, она создает удивительно теплые интерьеры.
Д.Х. Я убеждена, что дизайн должен быть незаметным. По аналогии с хорошим макияжем — он украшает, но не бросается в глаза. И это правильно. Любая нарочитость, на мой взгляд, — моветон. Но идеального рецепта для всех не существует, в каждом случае нужно искать индивидуальное решение.
Д.Х. Наверное. У меня самой очень прочные клановые узы, видимо, поэтому всегда делаю объекты людям семейным. Я создаю пространства основательные, со множеством деталей, контрастные. Но и на одном цвете можно построить интерьер. Например, для оформления холла в одной из квартир я использовала красный. Многие экономят на проходной зоне, а это заблуждение. Лучше спальню сделать чуть меньше, но именно яркий большой холл даст ощущение простора.
Д.Х. Эта отрасль в России стремительно развивается. За 20 лет мы создали настолько сильную школу, что наших соотечественников приглашают за границу создавать коллекции. Пусть мы еще не на вершине этой горы, но у нас есть имена с мировым признанием, поэтому не стоит комплексовать. И я, к слову, никогда не стремлюсь, чтобы мой проект выглядел на западный манер. Я делаю московские дома и квартиры — то, что знаю досконально, потому что выросла в доме сталинской постройки, среди старинных буфетов и зеркал.
Слепо следовать моде нецелесообразно, на смену одним трендам приходят другие. Правда, есть нюанс: при наличии средств можно себе позволить купить дорогие вещи знаковых фирм, поскольку, когда мода совершит очередной виток, они превратятся в брендовый антиквариат.
Д.Х. Как правило, это топ-менеджеры крупных компаний, причем самого разного возраста. По моим наблюдениям, скучные люди к дизайнерам не обращаются. И мне, надо признать, везет с заказчиками: они хотят реальное, элегантное и оригинальное. Кстати, за общественные объекты я не берусь — там своя специфика. А в частном секторе мне даже не важны масштабы. Когда есть композиция, не имеет значения, сколько денег вложено в интерьер, — он будет выглядеть единым. Впрочем, дешевое все равно не выдашь за шикарное: блеск истинного бархата не спутаешь с синтетикой.
Д.Х. Он чрезвычайно простой. Уют и гармонию мы ощущаем физически. Как-то моя заказчица, вернувшись из путешествия в только что сделанную квартиру, сказала: «Мне дома лучше, чем в отпуске!» Вот, собственно, ради этих счастливых эмоций я и работаю.
«Я выросла в художественной среде и абсолютно не боюсь ни смелых цветов, ни большого количества вещей в интерьере. Вероятно, поэтому в моих работах прослеживаются английские мотивы. Монохромность, холодность — не мое. Мне близок синтез искусств во всех его проявлениях. Люблю живопись, роспись — такие детали невероятно обогащают пространство. Мне кажется, это читается в моих проектах».
«На мой взгляд, любая старая вещь, отреставрированная, заново перетянутая — ярче новодела. Возможно, кто-то скажет, что антиквариат неудобен в использовании. Сидеть в современном мягком кресле гораздо приятнее, чем на жестком ампирном стуле из красного дерева. Но антикварные экземпляры предназначены для тех, кто понимает и ценит вещи с историей».