Дом и сад 4 (73) 2013

www.alex-rose.ru Центральный офис продаж: Москва, ул. Щепкина, 29 РАЗДЕЛИТЕ НАШЕ +7 (495) 776-42-37, 797-90-54

МОСКВА: Салон «HotSpгing» ул. Профсоюзная, д. 83/А, тел.: (495) 333-33-82, 232-39-61 ВК «Экспострой», Нахимовский пр-т, д. 24, стенд 10/11, тел. (495) 718-65-11 ТК «Гранд», г. Химки, ул. Бутаково, д. 4, 1-й этаж, тел. (495) 740-21-54 САНКТ -ПЕТЕРБУРГ: Выставка «Коттеджи в Озерках», Выборгское шоссе 212 (поворот на Каменку), павильон 8А, тел.: (812) 642-13-79 КАЗАНЬ: ООО «Энергия воды», г. Казань, ул. Ташаяк, д. 2а (здание Центрального стадиона, 2-ой этаж), тел. (843) 226-94-53

Москва: Салон «Softub», ул. Профсоюзная, д. 83А, тел.: (495) 333-3382, 232-3961 ТК «Гранд» г. Химки, ул. Бутаково, д. 4, 1 этаж, тел. (495) 740-21-54

дайджест 12 Философия Missoni Home — не бояться использовать неожиданные цветовые сочетания. Греческие мотивы и цветы, зигзаги и линии каждый раз предстают обновленными. Роскошные жаккардовые ткани популярных оттенков с фоном в серых тонах вступают в диалог с классическими принтами Missoni Home, образуя нестандартные сочетания. Изделия Creation Baumann— это единство функциональности, эстетики и высочайшего качества тканей, рольштор, панельных систем и текстильной продукции, предназначенной для декорирования интерьеров. И непременное условие — экологическая чистота. дизайнер тканей Christian Lacroix Maisonсаша Валькхоф представляет «очень французскую» и глубоко индивидуальную коллекцию. Интерьерные ткани отличаются буйством красок, выразительным рисунком и графическим изображением классических мотивов. Необыкновенно красочные подушки от Ателье 050477 (дизайнер Павел Радкевич) понравятся и взрослым любителям современного авторского стиля, эклектичного, но в то же время модного и элегантного, и подрастающим ценителям красоты и удобства. Какую бы цветовую гамму или принт вы ни выбрали, они отлично украсят мебель на балконе или террасе загородного коттеджа. Подушки можно использовать практически в любой сезон и при любой погоде, ведь ткань не выгорает на солнце и не пропускает влагу. На фото — коллекция «Гербы». Летние коллекции знаменитых брендов — производителей текстиля для декора интерьера — это вечный праздник цвета, посвященный самому яркому времени года. Жизнерадостное многоцветье украшает кровати, кресла, шторы, уличные пуфы, абажуры и ложится ковром под ноги. Весь дом превращается в цветочное поле, и каждая его частичка наполнена солнцем. ВЫСОКАЯ МОДА САДА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ «МАРКОПУЛ НОРДВЕСТ» т.: (812) 605-60-90, 336-45-34 markospb@mail.ru НИЖНИЙ НОВГОРОД «МАРКОПУЛ НН» т.: (831) 421-35-12, 421-01-18 nnovgorod@markopool.ru САМАРА «МАРКОПУЛ ПОВОЛЖЬЕ» т.: (846) 979-84-30, 341-1-341 marko@samaramail.ru СТАВРОПОЛЬ «МАРКОПУЛ СТАВРОПОЛЬ» т.: (8652) 301-201, 94-04-27 marcopool-st@mail.ru КОМПАНИЯ «МАРКОПУЛ» МОСКВА, Балаклавский пр-т, д. 52, корп. 2 т.: (495) 788-0908 (многоканальный); ф. (495) 780-7876 E-mail: markopool@markopool.ru www.markopool.ru

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 16 перевод: анастасия науменко

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 18 Эсме с воодушевлением вспоминает о том времени. Она уверена, что не было лучшего места для продолжения садоводческого самообразования, чем выставки в Челси. «Я прямым ходом летела к стенду Бет Шатто, — рассказывает Эсме. — Красиво скомбинированные растения были подобраны в соответствии с требованиями к среде обитания, и среди них — множество видов, непривычных для английских садовников». Дизайнер и садовод Бет Шатто с ее идеей «правильное растение в правильном месте» стала вечным источником вдохновения для Эсме. «Выращивание растений в условиях, приближенных к естественным, действительно работает, а попытки сделать иначе обычно превращаются в неблагодарную борьбу», — уверяет хозяйка очаровательного сада на Вайн Роуд, который она создала вместе со своим мужем Питером. Сад с трех сторон охватывает высокий дом Викторианской эпохи. Вдоль восточной стороны по всей длине участка тянется ряд огромных каштанов, лещины и конских каштанов. Сухая тень не лучший вариант для садоводства, но Эсме овладела искусством превращения проблем в возможности и сумела переделать 1, 4. Сад, расположенный за домом 2. Табличка на грядке: «Кафе для слизней — сюда!» 3. В цветнике вокруг березы — герани, шалфей дубравный ‘Caradonna’, брахиглоттис, манжетка мягкая, астранция ‘Hadspen Blood’, колокольчики крапиволистный ‘Bernice’ и молочноцветковый, фиалка рогатая белая, полынь Людовика, козлятник, многолетние герани. На заднем плане — валериана фу ‘Aurea’, зопник шерстистый, роза ‘Ferdinand Pichard’ 1 2 3

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 19 4

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 20 1

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 21 миксбордер, сильно затененный деревьями. Внося тонны компоста в бедные каменистые почвы, Эсме вырастила в саду такие растения, как японский клен, камелия, хоста ‘Sum and Substance’ и гортензия древовидная ‘Annabelle’. «Я потратила уйму времени на улучшение почвы, — рассказывает Эсме, — люди часто так спешат посадить растения, что пропускают подготовительный период». В старом саду лужайка занимала весь склон за задней террасой дома. Теперь лужайку окружает миксбордер, наполненный английской лавандой и ароматными розами ‘Portmeirion’. «Я использовала садовый шланг для создания очертаний цветника на месте — на удивление трудно правильно разметить свободные формы», — признает Эсме. Ее первая попытка создать миксбордер под березой оказалась не очень удачной: цветник получился слишком маленьким, и его пришлось расширять. «Необходимо предусмотреть как минимум три слоя посадки растений, чтобы миксбордер выглядел наполненным и пышным», — говорит она. Каждую зиму, когда границы миксбордеров становятся видимы, Эсме пересматривает схему посадок. Сад наполнен волшебными комбинациями растений, основанными на ясном 1, 2. Вид на террасу. На заднем плане — роза ‘Iceberg’, клематис ‘Etoile Violette’ и фатсия японская. Переход от террасы к саду обыгран через кадки с самшитами и посадки из розы ‘Portmeirion’ и лаванды ‘Hidcote’. Ниже — волна цветника с хостами, короставником македонским, чистецом, котовником ‘Walker’s Low’, манжеткой, белой фиалкой, валерианой, полынью и др. 3. Клумбы переднего сада в обрамлении из самшита 4. Фонтан, сделанный Питером 2 3 4

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 22 выглядят в течение всего лета. В теневом миксбордере это хосты, в солнечных миксбордерах обычно использую растения с серебристой листвой», — рассказывает Эсме. Основу таких цветников составляют различные полыни, крестовник, брахиглоттис компактный, синеголовник приморский, гелихризум и сантолина. Каждый сезон приносит свои радости. В середине зимы передний угол сада оживляют подснежники, цикламен косский, весенники, морозники и нарциссы сорта ‘Jetfire’. Летом эти растения понимании их конкретных потребностей. «Я много думаю о структуре и контрастах и стремлюсь использовать крупнолистные растения, чтобы разбить излишнюю мягкость очертаний. Но главный вопрос в том, как выращивать растения, чтобы они чувствовали себя счастливыми», — размышляет Эсме. Она тщательно уравновешивает размер и масштаб, оценивая визуальный эффект растительного узора, и всегда помнит о самых мелких деталях. «Я отслеживаю, есть ли в цветнике растения, которые отлично 1. Вид на сад размерами 15 на 29 м. Согласно дизайну Эсме взор скользит к приподнятому цветнику вокруг березы, дорожка с правой стороны постепенно поднимается на один метр и ведет к теплице. Перепад высот делает небольшой плоскостной садик более интересным 2. Дорожка проходит между цветником с березой, зопником, шалфеем, мелколепестником, ковылем тончайшим, манжеткой и цветником с бруннерой ‘Jack Frost’, пионом и гейхерой Гибридная роза ‘Ferdinand Pichard’ Астранция крупная ‘Hadspen Blood’ Бруннера крупнолистная ‘Jack Frost’ 1

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 23 2

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 24 1

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 25 находятся в состоянии покоя, укрытые прохладным зеленым ковром из хост, папоротников, лилий мартагонов и четырех сортов бруннеры крупнолистной, прекрасно растущей в сухой тени. К середине весны выстреливают около полусотни тюльпанов, а белые лилии сорта ‘Casablanca’ подают признаки жизни. Горшки с лилиями нужны, чтобы закрывать пустые места, появляющиеся в летних миксбордерах. Воздушная легкость лета сменяется насыщенными осенними красками поздних цветущих растений. Эсме обрезает отцветшие многолетники и заполняет освободившиеся места георгинами, шалфеями и агастахе, чтобы подольше поддерживать миксбордер в декоративном состоянии. 1. Обелиски вокруг стола увиты душистым горошком сортогруппы Heirloom. На ограду взбирается клематис ‘Betty Corning’, сплетаясь с пасленом курчавым и розой ‘New Dawn’ 2. На стене над крошечным огородом с бобами, салатом, горошком, морковкой… и горшками со шнитт-луком — виноград обыкновенный пурпуровый и клематис ‘Voluceau’ в нашем небольшом саду главной фокусной точкой является многоствольная береза Жакмана (Betula utilis var. jacquemontii), окруженная пышным цветником. на заднем плане миксбордера возвышаются золотистолистная валериана фу (Valeriana phu) ‘Aurea’, зопник шерстистый, роза ‘Ferdinand Pichard’ и белый кентрантус. Белые цветы и серебристая листва пронизывают все цветники, создавая нужный фон для сменяющих друг друга цветочных красок. красивая многоствольная береза посажена на месте старой яблони. выбирая растение на роль солитера, мы купили взрослое дерево. и береза превзошла все ожидания в роли главного акцента сада — это быстрорастущее здоровое дерево, которое легко поддерживать в нужной форме с помощью ежегодной обрезки. тенистый боковой проход, который трудно засадить растениями, мы преобразовали с помощью фонтана, сделав его в виде свинцового бака с льющейся струей воды. питер изготовил этот бак из свинцового листа, закрепленного на деревянной раме. Звук льющейся воды позволяет отвлечься от шума транспорта, доносящегося из-за ограды. Я с удовольствием использую распространенные и неприхотливые растения, если они соответствуют данному месту и хорошо растут: а зачем, собственно, выращивать нечто экзотическое, что с большой вероятностью не выживет — только ради экзотики? Советы садоводам: взгляд Эсме Ауэр Клематис фиолетовый ‘Etoile Violette’ Клематис ‘Arabella’ Клематис ‘Rouge Cardinal’ 2

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 27 Рельеф данного участка непростой — с перепадом высот около 3 метров и высоким уровнем грунтовых вод. В проекте нужно было связать три дома и продумать размещение водоема, огорода, зоны спа и множества других садовых зон. К тому же хозяйка хотела видеть в саду максимальное разнообразие видов и сортов растений. Вдоль подъездной дороги проходит двухметровая стриженая изгородь из липы, скрывающая дом и создающая соответствующееместу торжественное настроение. Входные ворота оформлены в виде арки из липы. Вдоль забора высажена изгородь из ели, ставшая прекрасным фоном для березовой рощи. Деревья и кустарники наполняют сад красками и создают уют, одновременно прикрывая сооружения на соседнем участке. Первый садик находится недалеко от зоны входа. Он выполнен в желтооранжевофиолетовых тонах — это любимые цвета дочери хозяйки дома, и окна ее комнаты выходят прямо на него. Крутые берега пруда оформлены огромными валунами, а пологие декорируют прибрежные растения — болотные и сибирские ирисы, лилейники, горцы, традесканции и др. Вид на поляну около пруда завершается холмами, между которыми посажены шаровидные ивы.

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 28 тами, бело-пестрыми или серебристыми листьями, которые смотрятся свежо и изысканно на фоне взрослых берез. Рядом с беседкой (в которой, к слову, есть кухня, печь и источник воды, вмонтированный в стену) расположен цветник из тенелюбивых многолетников. Зона спа отделена изгородью из декоративной яблони, а внутренний дворик оформлен шаровидными туями, клематисами, розами и многолетниками в розово-малиновой гамме. Южнее бани находится огород с английской теплицейHartley Botanic. Дорожка, огибающая дом с западной стороны, проходит сквозь березовую рощу, расположенную на ковре из многолетников и злаков. Следующий далее перепад высот оформлен ступенями из бруса разной длины и подпорной стенкой. Спустившись по ступеням, мы попадаем на круговую развилку — перекресток ведущих в разные концы участка дорожек. В круге размещен цветник из роз и многолетников в бело-розово-голубой гамме. С западной стороны круга разбит белый сад. Для него собраны растения с белыми цвеРучей, берущий начало в лесной части владения и впадающий в пруд, то прячется, то выныривает из-за камней и растений. Раздваиваясь, он образует островок, на котором под березами высажены луговые травы. Пройти сюда можно по камням.

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 29 В центре участка располагается пруд площадью около 10 соток и глубиной до 3 метров. Он представляет собой пленочный водоем с автоматическим контролем уровня и обратным клапаном для притока грунтовой воды. В саду также реализован проект освещения, создана система сбора дождевой воды в подземную емкость с последующим ее использованием для полива, а также установлена система автоматического полива с контролем выпадения осадков. Планировка огорода ориентирована на ось теплицы — излюбленного места хозяйки, где она экспериментирует, выращивая овощи и экзотические растения

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 30

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 32 ароматами, фактурами пробуждают чувства, в то время как материалы, связанные с морской тематикой, и детали обстановки создают эффект присутствия на яхте. Сад расположен на трех уровнях. Первый оформлен в зоне входа и парковки. Второй уровень — основной, он включает разнообразные зоны для отдыха, общения, семейных обедов и занимает несколько террас. На нижнем уровне находятся душ на открытом воздухе и небольшая, мощенная галькой терраса, окруженная вечнозелеными кустарниками и деревьями. Ключевой элемент сада — большая деревянная палуба: она одновременно является и смотровой площадкой, и местом встречи для членов семьи. Садовые Разнообразные садовые зоны и предметы, использованные в оформлении пространства, прекрасно дополняют друг друга, но главная цель дизайна — вызвать ощущение, что это место создано для созерцания и наслаждения чудесными панорамами морского побережья. Растения, подобранные из видов местной флоры, цветом,

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 33 Розмарин и лаванда рождают ассоциации, связанные с садом, а материалы, связанные с морской тематикой, создают эффект присутствия на яхте зоны поменьше расположены вокруг сада для обедов и развлечений. Полы на функционально разных террасах сделаны из различных материалов. Например, в зоне релакса — из тика теплого золотистокоричневого оттенка, а на площадке для обедов — из светлых известняковых плит. Классические элементы средиземноморского сада даны в интерпретации современного дизайна. Большой каменный стол выполнен из известняка как монолит, и его подчеркнуто упрощенная конструкция кажется легкой и воздушной. В сиденье лавочки, изготовленной в одном стиле со столом, встроен теплый деревянный декор. По всему саду расставлены деревянные панели-жалюзи, с помощью которых за секунды можно «перекроить» пространство, отделив более закрытые зоны. Солнцезащитные экраны над террасами спасают от палящего летнего солнца, но не закрывают виды на море. Любой сад запоминается запахами. В этом саду главные ноты держат лаванда и розмарин.

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 35 2 3 4 Месторасположение: Чим, графство Суррей, великобритания окончание строительства: 2007 год площадь сада: 20 соток 1 – дом 2 – бассейн 3 – главная терраса 4 – цветущий луг 5 – огород 6 – теплица 7 – пергола 8 – верхняя терраса 9 – главная лужайка 10 – ручей 11 – гараж Правда, до этого еще было далеко. Сначала предстояло разрушить старый дом и возвести новый. Когда строительство близилось к завершению, чета Хадсон была готова заняться садом. К тому же строители торопили поскорее определиться с тем, где будет терраса, как будет спроектирован подъезд к дому и т.д. «Я хотела закончить сад, который был бы интегрирован с домом, одним махом, включив мои идеи в проект», — вспоминает Ванесса. Это была трудная задача, и она обратилась к садовым дизайнерам Хелен Биллетоп и Салли Корт. Высоко оценив потенциал сада, дизайнеры предложили творческий проект, включающий несколько контрастных зон 1. На переднем плане вербейник ландышевый (Lysimachia clethroides), на заднем — верхняя терраса 2. За травянистым бордюром просматривается теплица, в которой супруги Хадсон выращивают цветы для своего сада 3. Галерея из пергол, связывающая разные зоны сада 4. Фрагмент цветочного бордюра с вероникаструмом 3 2 1 4 5 6 7 8 9 10 11

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 36 1. Вербена буэнос-айресская и котовник в цветнике перед домом 2. Розы разрастутся и будут увивать пергольные навесы 3. Старинная роза ‘William Lobb’ 4. За водным каскадом начинается дикий цветущий луг 5. Подход к террасе от боковых ворот 6. Мощеная терраса с парой оливковых деревьев и позволяющий осуществить мечты Ванессы о традиционном английском саде, полном цветущих кустарников и травянистых многолетников и привлекательном в течение всего года. Сейчас сад размерами 61 на 34 метра представляет собой хорошо спланированное пространство с ухоженными клумбами, огородом и «комнатами» на открытом воздухе. Терраса огибает дом с двух сторон, и попасть на нее можно из гостиной и кухни. Два оливковых дерева фланкируют бордюр из травянистых многолетников, отделяющий террасу от «утопленного» огорода. За ним расположен небольшой круговой сад, а на дальнем плане — дикий цветущий луг, плодовые деревья и тисовая стенка вдоль задней 1 3 2 4

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 37 границы сада. На месте луга раньше был теннисный корт, и почва, непригодная для выращивания культурных растений, идеально подошла для диких луговых трав! Огород находится в солнечном, защищенном от ветра месте, поэтому фрукты и овощи прекрасно растут. «Будучи утопленным, что оригинально само по себе, огород отделен от клумб и гравийной зоны, при этом хорошо «монтируется» с зоной мощения», — говорит Ванесса. Еще одной особенностью сада стал протекающий по лужайке длинный ручеек, окаймленный по обеим сторонам травянистыми бордюрами. Питается он от небольшого бассейна на верхней террасе, откуда вода стекает вниз по ступенькам в ручей и далее к большому бассейну в центре английской лужайки. Уже через три года сад красиво разросся, и теперь Ванесса и Мартин могут по достоинству оценить своеобразие каждой зоны. «Некоторые растения ожидаешь с особым трепетом, — рассказывают супруги. — Белые тюльпаны весной, розы Дэвида Остина, которые цветут вплоть до ноября, декоративные травы, качающиеся на осеннем ветру и переливающиеся на солнце различными оттенками, фигурно подстриженный самшит, структурирующий сад в зимний период…» Многие растения супруги разводят сами: например, черенки пеларгонии и пенстемона нарезаются каждый год и выращиваются в теплице вместе с душистым горошком, который летом обвивает опоры из прутьев лесного ореха в огороде. • попробуйте комбинировать посадки овощей с душистыми цветами, которые отгоняют вредителей. тлю отпугивают от саженцев помидоров посадками французской календулы, петрушки и базилика, а от брокколи — настурцией • Многие сорта листового салата имеют красивые листья различных оттенков зеленого, красного или фиолетового цветов или декоративные гофрированные края. выберите два различных вида и посейте их чередующимися рядами • Чтобы почва в огороде была рассыпчатой, осенью положите толстый слой хорошо перепревшего навоза, а весной тщательно ее перекопайте, добавляя компост • Составьте план посадок, обеспечивая устойчивый урожай малины, черной смородины, ревеня и клубники. Следите за тем, чтобы не затенять низкие растения • в качестве центрального элемента используйте солнечные часы, купальню для птиц, скульптуру или большой декоративный горшок с душистыми травами, которые поддержат структуру огорода в межсезонье • добавьте высоты и динамики, пустив стручковую фасоль или душистый горошек по вертикальным опорам. расположите их по углам огорода, чтобы усилить формальную ноту • вдоль рядов овощей высаживайте нетребовательные однолетники, такие как васильки, циннии и подсолнечник, которые прекрасно выглядят как в цвету, так и с головками семян Советы садоводам: огород от Хелен Биллетоп и Салли Корт «Самое большое удовольствие — это, прогуливаясь по саду, выискивать что-то особенное, чем можно было бы полюбоваться» 5 6

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 39 В вертикальном   озеленении доминируют лианы — актинидия коломикта,  актинидия аргута,  лимонник китайский, виноград  девичий, древогубец круглолистный,  клематис — и лиановидная гортензия  черешковая. Функциональные зоны — декоративный огород, детский игровой комплекс и лужайка — вынесены за кольцо, они расположены в разных углах территории и визуально изолированы друг от друга. Для создания ощущения закрытости пространства в проекте были использованы различные приемы вертикального озеленения. Забор, жестко определяющий границы сада, заменили зелеными стенами из девичьего винограда, стриженого кизильника блестящего и бирючины обыкновенной или декорировали решетчатыми экранами, которые станут опорой для вьющихся растений. Основные постройки — дом, баня и гараж — уже занимали свои места на плане, дизайнеру нужно было сформировать несколько функциональных зон и связать их в пространстве сада. Круговая дорожка, проходящая через весь участок, стала оптимальным решением. Она задает направление для прогулок по саду и условно делит пространство на внутреннюю и внешнюю зоны. Внутри кольца находится дом, вокруг которого разбиты плотные миксбордеры с многолетними травянистыми растениями и декоративными кустарниками. Ухоженный вид  сада — заслуга хозяйки. Благодаря ее  заботе и вниманию  в саду благоденствуют гортензия древовидная и пион травянистый, сирень обыкновенная и хоста   гибридная, кизильник  блестящий и бирючина обыкновенная.

ландшафтное проектирование Дом и саД №73 43 ков, а блеск выражался в переливах хрустальных штор, на исполнение которых ушло три недели», — рассказывает Елена. Подсветка имеет особое значение в дизайне этого пространства. В свете прожекторов и LED-светильников, встроенных в торцевую часть приподнятых террас, сделанных из лиственничной доски, сад казался воздушным, а бусины на нитях стеклянного дождя на перголе искрились, как капли в весеннем солнце. Яркие краски привнесли в сад весеннецветущие анемоны и тюльпаны. В тон цветочных композиций выбрана цветовая гамма подушек, использованных в декоре. Без изменений этот сад можно перенести в живой сад, обустроив зону для отдыха. В реализации проекта участвовали семья Елены Быковой и коллеги по работе. Следуя концепции конкурса, дизайнер постаралась найти решение, связанное с образом выбранной звезды. «Мне хотелось сделать упор не на детали кинематографа, а на жизненное пространство актрисы, на вкусы, пристрастия, нравы, чтобы ей действительно было комфортно в саду». Но это оказалось непросто, учитывая завуалированность личного пространства Ренаты Литвиновой. Основными «ключиками» при создании проекта были фразы из интервью с Ренатой, на чтение которых был потрачен не один вечер. «Так я определила для себя три пункта для старта: свечи, блеск, яркость. Просто свечи — неинтересно, должно было быть с загадкой. Так и возникла пергола из лиственницы с металлическими секциями, где хромированные трубы исполнили роль подсвечниИз тени в свет перелетая, Она сама и тень и свет, Где родилась она такая, Почти лишенная примет? Она летает, приседая, Она, должно быть, из Китая, Здесь на нее похожих нет, Она из тех забытых лет, Где капля малая лазори, Как море синее во взоре… Бабочка в госпитальном саду. Арсений Тарковский

интервью Дом и саД №73 44 ощущение движения. В современном саду должно быть много света. И если раньше растения порой просто стояли без движения, то теперь они должны двигаться при дуновении ветра. Корр.: Какие идеи модернизма наиболее жизнеспособны в ландшафтной архитектуре? К. Б-Х.: Думаю, это поддержание чистоты, ясности исходного пространства. Например, чтобы создать проект в стиле минимализма, я люблю минимализм, вам не стоит слишком много сажать в саду. Корр.: В чем ценность абстракции для ландшафтного дизайна? К. Б-Х.: Думаю, дизайн есть в большой степени абстракция. Это своего рода совКорр.: Кристофер, ваш первый сад создан в вашем родном Брайтоне… Он больше классический или современный? Кристофер Брэдли-Хоул: Да, первый сад — это сад, который я приобрел в Брайтоне, рядом с морем. Он, как и все сады, которые я делаю, выполнен в современном стиле. Корр.: Вы проверяли на нем свои идеи? К. Б-Х.: Этот сад все еще не готов... Любой сад, который я делаю, является для меня своего рода экспериментом, и я постоянно экспериментирую с чем-то новым. Корр.: В вашем саду есть злаки? К. Б-Х.: Да, злаковые травы я очень люблю и всегда использую их в большом количестве. У них очень хороший натуралистический образ, и они отлично сочетаются с другими растениями. Корр.: Кристофер, последние 20 лет вы последовательно развиваете стратегию модернизма в ландшафте. В свое время Ле Корбюзье, формулируя концепцию архитектуры нового времени, дал «5 отправных точек». Каковы основы современного ландшафтного дизайна по вашему мнению? К. Б-Х.: Хороший вопрос. Это свобода в процессе проектирования, которая позволяет не создавать проекты, симметричные относительно центральной оси. Развитие, прогрессия в посадках: растения должны меняться по мере вашего перемещения по саду, создавая тем самым Свобода, движение, свет 15 марта этого года в Москве прошли авторские мастер-классы английского ландшафтного архитектора и дизайнера Кристофера Брэдли-Хоула — одного из главных модернистов нашего времени, по проектам которого создаются современные частные и общественные сады в разных частях света. Несмотря на жесткий график, Кристофер нашел время для нас и рассказал о собственном саде, о том, на чем стоит современный ландшафтный дизайн и сколько может стоить дизайнерский проект. Фото: Christopher Bradley-Hole Landscape

интервью Дом и саД №73 45 Корр.: В какой момент проектирования вы начинаете вводить растения? К. Б-Х.: Когда я наношу линию на бумагу, в голове уже держу тип растений, которые планирую использовать. В некоторых случаях первостепенно это, в других — важно получить правильную структуру пространства, но все время нужно помнить, какого типа растения будет легче применить. Корр.: Каков минимальный бюджет ваших садов? К. Б-Х.: Тяжело работать с бюджетом менее 100 000 фунтов, создавая дизайнерский сад, вне зависимости от размеров. Вам понадобится примерно такой бюджет, чтобы все сделать качественно. ременное искусство, как литература, изобразительное искусство, когда художник создает абстрактный рисунок, являющийся интерпретацией на тему устройства мира. Это очень важно, помоему, для вашей собственной истории. Но не менее важно, чтобы предлагаемая интерпретация подходила современному герою. Корр.: Bradley-Hole Schoenaich Landscape Architects (BHSLA) в среднем одновременно ведет до 20 проектов, и вы отвечаете за дизайн-концепцию каждого сада. Что позволяет избегать штампов? К. Б-Х.: Я не думаю, что можно сделать одинаковые сады, потому что места — разные, клиенты всегда разные и время тоже разное. Когда вы приступаете к новому проекту — знакомитесь с территорией, и, на мой взгляд, это первый шаг, который позволит самому месту чтото сказать. Я думаю, очень важно найти особенности конкретного места и перенести их в сад. Но, конечно же, все зависит от того, для чего сад создается. И еще: если вы твердо верите в спонтанный дизайн, то обстоятельства, вещи сами вас направляют. Корр.: Что вас может вдохновить при проектировании сада? К. Б-Х.: Вдохновляет все. Архитектура, природа, ландшафты, искусство... Куда бы вы ни посмотрели, вдохновляют люди, нет предела вдохновению, если вы ищете его. «Если вы верите в спонтанный дизайн, то обстоятельства, вещи сами вас направляют»

интервью Дом и саД №73 46 (Имеется в виду мини-парк Paley Park. — Прим. ред.) Вы можете присесть, выпить кофе в этом замечательном парке в самом центре Манхэттена. Корр.: Чье творчество в современном дизайне вам интересно? К. Б-Х.: Мне нравится современная архитектура… Работы Дэвида Чипперфильда (David Chipperfield), Джона Поулсона (John Poulson)... В дизайне современного сада я люблю работы Пита Удольфа, особенно сад в Нью-Йорке. Корр.: Как удается совмещать свои идеи и желания заказчиков? У нас это пока проблема. К. Б-Х.: В этом-то вся хитрость. Вы должны понимать, что хочет ваш клиент, это очень важно. Нет смысла делать сад, который не будет приносить ему радости, это является важной частью дизайнерского процесса, и, мне кажется, сад будет более ценным, если клиент примет участие в его разработке. Я стараюсь полностью вовлекать клиента в процесс. Корр.: Где, с каким ландшафтом вам хотелось бы поработать? К. Б-Х.: Мне интересно работать по всему миру — каждый регион имеет свой собственный климат… Я работал в Киеве, на Украине, и мне очень понравилось. Мне бы хотелось поработать в странах с более теплым климатом. В Крыму, например, юг Франции был бы тоже интересен. Корр.: Можете назвать несколько любимых исторических и современных садов… К. Б-Х.: Исторические сады… Хайхэм (Higham Park) — замок и парк в Англии, который мне очень нравится, и ландшафтный парк XVIII века в Стоу (Stow), в котором в традиционном стиле работали многие дизайнеры. Из современных проектов мне нравится покет-парк в НьюЙорке — это очень маленький сад и особенное место: огромный водопад находится прямо между двумя зданиями… Информацию о мастер-классах с топ-дизайнерами смотрите на сайте www.weg.ru в разделе выставки «ДОМ и САД. Moscow Garden Show» «Когда я наношу линию на бумагу, в голове уже держу тип растений, которые планирую использовать»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy