Деревянные храмы Русского Севера – исчезающие свидетели великого благочестия народа и искусства северных зодчих

Проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера»

Деревянная архитектура

Спасая от разрушения деревянные храмы Севера, мы не только бережем память о наших предках и сохраняем святыни русского народа, но и приобщаемся к уникальной культуре деревянного зодчества.

Северные регионы России – Республика Карелия, Вологодская и Архангельская области, Республика Коми – оставили нам в наследие потрясающую коллекцию деревянных храмов. По состоянию на 1917 год в этих краях было 1239 церквей и часовен. Но сейчас количество в той или иной степени сохранившихся объектов снизилось более чем втрое – всего до 390 объектов… При этом больше половины из них – в разрушенном или аварийном состоянии, а это означает, что они тоже могут быть полностью утрачены в течение 2-10 лет.


При спасении таких объектов, как храм Николая Чудотворца в дер. Унежма, Архангельская обл., счет идет даже не на годы, а на считанные сезоны

Проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» объединяет людей, неравнодушных к проблеме исчезновения этих уникальных памятников нашей культуры и святынь русского народа. C 2006 года на Русский Север отправилось более 450 экспедиций, ежегодно в поездках принимают участие почти 700 добровольцев. В результате за 16 лет в 168 храмах проведены противоаварийные, консервационные и восстановительные работы.

Волонтеры проекта собирают средства на привлечение специализированных организаций для подготовки и проведения работ, занимаются подготовкой материалов, организационными и другими задачами. Благодаря этим слаженным усилиям удается выполнить самые разнообразные работы – от очистки мусора и устранения протечек до сложнейших инженерных работ по переборке срубов буквально «по бревнышку» или, например, по выпрямлению «падающей» колокольни.

Выпрямление покосившейся колокольни храма Спаса Преображения в с. Нименьга, Архангельская обл.

Восстановление таких сооружений – сложных с инженерной точки зрения, а также находящихся в плачевном состоянии – это очень сложная и ответственная работа. Для каждой экспедиции силами лицензированных организаций разрабатывается и согласовывается проект противоаварийных, консервационных и реставрационных работ, и все участники действуют в соответствии с этими документами. Почему это важно? Во-первых, безопасность – работа на полуразрушенном объекте требует четкой организации и соблюдения техники безопасности во избежание несчастных случаев. Во-вторых, требования законодательства в отношении исторических памятников, которые предписывают таким образом согласовывать проведение работ на охраняемых государством объектах (а многие из этих храмов имеют статус памятников архитектуры и другие охранные обязательства). И, в-третьих–это максимальное сохранение элементов, имеющих историческую и архитектурную ценность.

Восстановленные главки Церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм в с. Ворзогоры, Архангельская обл.

На этом третьем аспекте в рамках данной статьи хотелось бы остановиться поподробнее – на примере восстановительных работ в храме Живоначальной Троицы в д. Мондино (Онежский район, Архангельская область), построенной в 1881 году.

Деревня Мондино, в которой находится описываемый храм, расположена на живописном берегу реки Онеги в северной части большого острова, образованного двумя ее рукавами. Первые две церкви в деревне были построены рядом друг с другом еще в XVIIIвеке, но обе они сгорели в 1876 году из-за попадания молнии, и на их месте в 1881 году силами местных жителей был возведен дошедший до наших дней большой храм с тремя приделами (чтобы объединить в себе посвящения предыдущих утраченных церквей). По своим размерам, церковь получилась одной из наиболее значительных из возведенных не только в Онежском уезде, но и на всем Русском Севере.

Вид на храм и реку Онегу

Церковь оставалась действующей до 1948 г., только колокола с колокольни во время Великой Отечественной войны сняли для переплавки. После закрытия храм какое-то время использовали как зернохранилище, а потом совсем забросили. Только некоторые местные жители по мере сил продолжали присматривать за храмом. С конца 1950-х гг. на Русском Севере начались исследовательские музейные экспедиции, и в 1969 г. вертолетом из Мондино вывезли большое количество икон, многие из которых попали в коллекции крупных музеев, таких как Эрмитаж, Архангельский и Онежский музеи изобразительных искусств.

В результате, несмотря на усилия местных жителей, в конце XX – начале XXIвека храм стал активно разрушаться из-за многочисленных протечек и частичного обрушения кровли, вызванного возгораниями от молний и бурями.

В 2020-2021 годах участниками проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» были проведены противоаварийные работы (укреплены потолочные балки и стропила, смонтирована консервационная кровля, расчищены завалы от обрушения кровли) благодаря которым удалось остановить разрушение храма и начать подготовку к его дальнейшему восстановлению.

Сохранившееся фото храма датированное 1973 г.
и рисунок-схема, выполненный прихожанами на стене храма в 1945 г.

Как для выполнения противоаварийных работ была необходима согласованная документация, так и для последующих работ по восстановлению храма также потребуется разрабатывать проект реставрации. В процессе подготовки такого проекта специалисты анализируют самые разнообразные источники, буквально по крупицам собирая сведения о размерах тех или иных элементов строения, характеристиках внутреннего убранства, использованных инженерных решениях. В частности, применительно к рассматриваемой Троицкой церкви использовались сохранившиеся обмерные чертежи, старые фотографии, сведения из различных архивов, и даже такие необычные источники, как схематические зарисовки храма, выполненные прихожанами в 1940-е годы на стене притвора.

Сохранившиеся обмерные чертежи храма

На обмерном чертеже хорошо видно очень интересное техническое решение, примененное строителями храма, и позволившее ему значительно дольше сопротивляться натиску неблагоприятных природных явлений: для перекрытия большого пролета трапезной в месте стыка двух длинных балок были устроены своеобразные «фермы» из сложенных треугольником и закрепленных «в зацеп» дополнительных балок. Такая конструкция позволила строителям значительно укрепить сочлененную балку, которая не рухнула даже тогда, когда прогнили поддерживающие ее в середине опорные столбы. Интересной особенностью этого решения также является минимальное использование дорогостоящих металлических деталей – в узле применен только один металлический штифт, все остальные элементы выполнены из дерева с использованием пазов и замков.

Не менее важным для исследователей и реставраторов является такой, на первый взгляд, необычный источник как завалы мусора возле постройки или внутри нее. Почти всегда в таких кучах могут быть обнаружены мелкие детали интерьера храма, элементы церковной утвари или декора. Даже обычные полусгнившие доски и балки могут дать уникальные сведения для знающего человека. Например, сохранившиеся насечки, пазы или отверстия в бревнах позволят специалисту определить, каким инструментом пользовался строитель, какие технологии были доступны на момент обработки этого бревна и даже, порой, из какого региона прибыла бригада строителей. Эти знания также помогают датировать объект и выбрать правильные технологии для восстановления утраченных частей постройки.

Найденные при разборе завалов элементы церковной утвари и убранства храма

Иногда всего лишь один элемент какой-то сложной конструкции позволяет сделать однозначный вывод о строительном решении, примененном древними зодчими. Это могут быть фрагменты дверного косяка или оконной рамы, формы которых активно эволюционировали, и поэтому несут в себе много ценной информации для хронологического или географического анализа. Аналогично, элементы кровли – тес, курицы, стропила, потоки – также предоставляют исследователю массу сведений о строительных технологиях местных мастеров.

Утраченные элементы древних храмов могут давать о себе знать тоже довольно необычным образом. На иллюстрации приведен пример, как потемневшие доски купола храма в Мондино сохранили точную форму и размеры распятия, располагавшегося на восточной стороне над алтарной преградой. В другом случае, голуби, проникавшие в храм, обратили внимание реставраторов на разрушение части подзоров под кровлей. Расположение печей, свидетельствующих о том, какие помещения мондинского храма были «теплыми», удалось установить только по характерному усилению балок под покрытием пола.

Следы от Распятия на восточной стене купола

В результате работа чуткого и внимательного реставратора превращается практически в детективную историю, в которой на основании редких и не всегда очевидных свидетельств, специалисту приходится восстанавливать целостный образ памятников древнего искусства, которыми по праву являются деревянные северные храмы. В те времена, когда создавались эти удивительные постройки, люди вкладывали все свое умение и мастерство, использовали самые ценные материалы и самые изящные решения именно для создания и благоукрашения храмов. Простые северные крестьяне в своем благочестивом рвении находили средства и возможности для воплощения таких впечатляющих проектов, которые по истечению веков остаются самыми масштабными и прекрасными деревянными постройками в мире.

Команде волонтеров «Общего дела» приходится соревноваться с суровой северной природой и бурными стихиями, с каждым годом ускоряющими темпы разрушения ветхих храмов. Несмотря на всю проделанную работу, количество аварийных храмов пока еще не сокращается – из-за того, что все новые постройки переходят ту грань, после которой разрушение начинает происходить стремительно. Несмотря на общественное признание (проект «Общее дело» в 2021 году был удостоен сразу двух премий Русского Географического Общества – Хрустальный Компас и Хрустальный Глобус), проект очень нуждается в практической поддержке для сохранения и расширения масштабов деятельности.

На церемониях вручения премий Русского Географического Общества

На веб-сайте проекта https://obsheedelo.ru можно ознакомиться с самыми актуальными нуждами и выбрать подходящий вид помощи. Это может быть участие в экспедициях, финансовая поддержка, помощь в приобретении и доставке стройматериалов.

Пока в течение считанных лет еще остается окно возможностей для сохранения нашего уникального Северного наследия для нас и наших потомков – давайте вместе попробуем сделать максимум возможного!

Поделиться:

Смотрите также

  • Детские комнаты в деревянном доме в кантри-стиле Деревянная архитектура | Редакционная статья Детские комнаты в деревянном доме в кантри-стиле

    Детская комната должна отличаться особой безопасностью. Кроме того, в ней должны быть предусмотрены возможности для полноценного комфортного отдыха, разнообразного — соответственно возрасту ребенка — досуга, в том числе с компанией сверстников, развития – как физического, так и умственного, и, конечно, же, не стоит забывать о влиянии цвета в интерьере на психику ребенка...

  • Жизнь на деревьях Деревянная архитектура | №3 (94) '2021 Жизнь на деревьях

    В основе этого проекта была мечта создать место, где люди могли бы отдыхать на природе, не жертвуя комфортом. И красивая поляна подошла для реализации идеи как нельзя лучше. Так появился уникальный отель с деревянными домиками на деревьях, в каждом из которых текстиль из египетского хлопка, ароматы цветов, ванные комнаты с дизайнерской керамикой, напольное отопление — и все это в лесу, вдали от цивилизации.

  • 10 лучших проектов архитектурного конкурса «Красивые деревянные дома 2021» Деревянная архитектура | Редакционная статья 10 лучших проектов архитектурного конкурса «Красивые деревянные дома 2021»

    Подведены итоги архитектурного конкурса «Красивые деревянные дома 2021», организованного издательством «Красивые дома пресс» при официальной поддержке Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов. Авторитетное профессиональное жюри и онлайн-аудитория определили победителей в номинациях «АрхОбъекты», «АрхПроекты» и «Дизайн интерьера»...

Войти через социальные сети:
Вход VKontakte Вход MyMailRu Вход Odnoklassniki
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: