Насмотренность в дизайне: как и зачем развивать навык в профессии

Дизайн интерьера

В реализации дизайн-проекта всегда есть место неожиданности. Как поведут себя пространство, свет, фактура и цвет в жизни, а не на бумаге? Будут ли разрозненные элементы работать гармонично? Не противоречит ли и эстетика удобству? Даже дизайнер с многолетним стажем иногда не может с полной уверенностью ответить на эти вопросы. Но предугадать результат становится проще, если у специалиста развита насмотренность. Что это за навык и как его сформировать узнали у преподавателя курса по дизайну интерьера Нетологии, руководителя студии White Room Натальи Мартыновой.

Наталья Мартынова, руководитель студии White Room

Насмотренность в дизайне: приятный бонус или необходимость

Ценность дизайнера в его уникальности, но как бы парадоксально ни звучало, выработать собственный стиль можно во многом благодаря насмотренности. Именно этот навык позволяет новичкам выйти на орбиту своего стиля, а профессионалам контролировать управление всем космическим кораблем во время полета.

Насмотренность помогает улавливать тенденции, отличать свежие приемы от устаревших и использовать их в работе, а кроме того — быстрее приходить к решению профессиональных задач. Чем больше дизайнер видит и анализирует различные интерьеры, тем лучше он отличает трендовые вещи «пятилетки» и вневременную классику. Этот навык развивает гибкость мышления, что крайне важно в работе дизайнера. Например, когда подводят поставщики или снимают с производства материалы. Если дизайнер уже не раз был в таких ситуациях или видел их на рынке, это поможет быстро придумать решение, заменить материал или найти альтернативного производителя.

Нет волшебной пилюли: как сформировать насмотренность

Развивайте визуальный опыт
Сейчас у дизайнеров есть масса возможностей пополнять копилку визуальных образов. Основные ресурсы для этого Behance и Pinterest. Заведите папочки, сохраняйте в них все понравившиеся идеи и регулярно пополняйте мудборды.
Смотрите на реализации чужих проектов
Очень важно изучать как можно больше интерьеров с технической стороны. Где расположен свет, как подошли стыки, какой формы сделаны окна, как играют материалы и другие детали. Со временем этот навык начинает включаться автоматически, но первоначально необходимо приложить усилия.
Выберете себе наставника
Речь не всегда о прямом обучении. Можно и нужно следить за теми профессионалами, интерьерные решения которых вам нравятся. Подписывайтесь на их аккаунты в Инстаграм, находите лекции или статьи в журналах, выступления на выставках. Часто они рассказывают не только об удачах, но и личном опыте, первых шагах в карьере, ошибках, что тоже важно.
Определите личный источник вдохновения
Кто-то тренирует насмотренность через кино, кто-то через книги, а кто-то ходит по музеям и вдохновляется там. На самом деле анализировать можно все: интерьеры у друзей, в кафе, в сериалах. Например, «Большая маленькая ложь» показывает, как живут люди разных социальных статусов, а во время просмотра «Хода королевы» можно проследить развитие дизайна в 50-60 годы XX века.

Главное найти для себя удобную комбинацию методов и постоянно играть ими, адаптируя под разные задачи. Когда базовые инструменты дойдут до автоматизма, дизайнеру пора расширять свою экспертизу. Этого можно добиться, благодаря углублению в другие специальности, например, можно соединять дизайн и психологию. Это открывает новые возможности для восприятия пространства и принятия решений о том, что добавить в дизайн, а чего лучше избежать. Дизайнер очень часто выступает и психологом для заказчика, потому что ему важно понять образ жизни человека, его привычки и характер. Например, на психологический фактор особенно важно обращать внимание при работе с интерьером детских комнат.

Разрушаем миф: насмотренность не равно копирование

Начинающие дизайнеры часто путают насмотренность с бездумным копированием и не знают, где проходит тонкая грань между этими понятиями. Конечно, плагиат в дизайне не в почете. Но искать вдохновение в чужих идеях и брать пример с других проектов — абсолютно нормально. Важно реализовывать их по-своему, с учетом пожеланий заказчиков. Представьте, что нужно изготовить реечную стену. Кто-то может сделать ее из сосновых брусочков, окрашенных в интересный цвет, а кто-то — из шпона дуба. В обоих случаях будет совершенно разное ощущение. Эта уникальность достигается за счет творческой искры, которую каждый дизайнер воспитывает в себе и постоянно подпитывает. В любом случае, скопировать творческую мысль и все исходные данные невозможно, даже если на картинке подписаны все артикулы мебели и предметов декора.

Самое важное для развития насмотренности — быть жадным до новой информации и находить как можно больше референсов. Это даст понимание того, что делает интерьер хорошим и расширит запас идей. Начать можно с курса Нетологии по дизайну интерьеров, отдельная часть учебной программы как раз посвящена развитию насмотренности. Профессиональные дизайнеры и эксперты курса научат анализировать работы из разных сфер искусства и помогут углубить навыки работы с цветом, композицией и типографикой.

Подписывайтесь на наш канал

Поделиться:

Смотрите также

  • Сюжет с интригой Дизайн интерьера | №4 (197) '2021 Сюжет с интригой

    Пространство сложной формы с перетекающими объемами, контрастной цветовой палитрой, эффектными светильниками — еще одно подтверждение того, что даже типовой проект квартиры в кирпичной многоэтажке, заорганизованный, с планировкой, слабо поддающейся изменениям, может стать нетривиальным, со своей интригой и ярким характером...

  • Личный остров Дизайн интерьера | №4 (197) '2021 Личный остров

    Пожелания заказчиков и к планировке, и к эстетике в целом значительно отличались от обычных запросов, а требования к качеству исполнения были очень высоки. Например, одна из особенностей квартиры — несущие колонны, которые автор полностью интегрировала в интерьер, сделав их незаметными. В проекте проведена довольно сложная работа с текстилем...

  • Благородная роскошь Дизайн интерьера | №4 (197) '2021 Благородная роскошь

    Благородный и в то же время современный и роскошный — таким заказчики хотели видеть интерьер. Они выбрали ар‑деко — стиль для тех, кто любит удивлять. И хотя по правилам жанра на первый план должны выходить красота и гламур, автор проекта сделала все, чтобы квартира была функциональной и комфортной.

Войти через социальные сети:
Вход VKontakte Вход MyMailRu Вход Odnoklassniki
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: